Spdst.ru

Строительный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воскресенский белогорский мужской монастырь хут кирпичи

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь

В Белогорский монастырь мы собрались спонтанно. Накануне вечером еще ничего не предвещало поездки. Поэтому абсолютно неожиданно для самих себя утром в машине сидели совершенно незнакомые люди, одна из которых вообще не говорила по-русски. По пути мы все успешно познакомились, и в какой-то момент стало казаться, что мы знаем друг друга много лет. Дорога в Белогорье оказалась очень живописной и всячески настраивала на лирический лад. Созерцание бескрайних полей и малахитовых холмов по обеим сторонам дороги способствовало душевному умиротворению. Наверное, дорога готовила нас к тому месту, куда мы направлялись.

В монастыре нас ждал душевный прием. Нас угостили вкуснейшей монастырской похлебкой (наверняка рецепт пришел из глубины веков) и напоили чаем, после чего наш гид Сергей повел нас осматривать главную достопримечательность монастыря – пещерный храм Александра Невского. Храм почти аскетичен, чистые белые стены, строгие линии, никаких архитектурных излишеств. Словно огромный айсберг, храм скрывает под собой свою главную тайну – хитросплетение коридоров и келий, ведущих на много метров под землю. Спускаясь метр за метром вниз, проникаешься уважением к людям, которые смогли из каменной глыбы вытесать себе прибежище для уединения и молитвенного подвига. Некоторые кельи сохранили на своих стенах элементы резьбы, части колонн, сводчатые потолки. Часть келий предусматривалось отапливать — в случае, если пожалуют монаршие особы — в стенах сохранились устройства дымоходов и ниши для печей. Пещеры еще до сих пор находятся на реставрации – из двух километров коридоров сумели найти и очистить от завалов чуть более 900 метров. Монахи и энтузиасты, помогавшие им, вывезли тонны камней, мусора, очистили стены от копоти и надписей, восстановили иконы, вырубленные прямо в стенах. Монахи могут много интересного поведать о храме, об истории возникновения пещер и о легендах, связанных с ними, но лучше приезжайте и сами услышите все это от них.

Еще до основания самостоятельной обители, в 1875 году, настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. Это был энергичный, строгий и вместе с тем расположенный к людям человек и хороший хозяин. При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось и расцвело крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков — сирот и многое другое. Ходатайства о создании на месте Белогорских пещер самостоятельного монастыря получили ход. И в 1882 году указом Синода монастырь был учрежден. Уже сложились все формально необходимые условия: были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма — Вознесенский и Воскресенский — и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти.

География паломников значительно расширилась, а число составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Но главное — постепенно собиралась братия, которая, следуя традициям, заложенным жителями Белогорских пещер, находила в обители особый дух подвижничества. И как место это из глубин пещерных лабиринтов просвещалось трудами и молитвами, так и душа, стремившаяся сюда, очищалась и просвещалась живительными силами глубокого покаяния, обретая первозданную красоту.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а сотрудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Тогда же трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт колодец глубиною более восьмидесяти и диаметром более трех метров. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадежное предприятие.

Читать еще:  Гост для испытания кирпича

Представление о жизни Белогорской обители в первые ее годы дает книга Николая Креховецкого «Белогорские пещеры», выпущенная в 1878 году: «… Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится свет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах, покоятся странники-богомольцы. Не вместились они в пещерных гостиницах. Покоятся на открытом воздухе, отдыхая после долгого пути. Есть из далеких стран. Вот группа: мужчины и женщины. На них не наша обувь, не наш покров. Значит, не здешней губернии. По чертам лица, по одежде видно, что все эти поклонники из войска Донского. Их немало: вот еще точно такая же группа, еще и еще. Должно быть слава про Белогорские пещеры разнеслась по всему войску Донскому. Вот и другие группы — и черты лица не те, и покров не тот. Обувь сбита, лица загорелые: знать не близок им был путь. Там видны наши лица, наш покров. Тут малороссы, здесь великороссы. Спуститесь взором к Дону: стоят несколько барок. В путь пора: стоят, однако, дожидаются чего-то.

Вокруг тихое, светлое, радостное пробуждение. В воздухе какая-то прозрачная, живительная свежесть. В душе какой-то невыразимый восторг. Сама собою родится бесконечная любовь к жизни, природе, к Творцу. Осматриваешься вокруг, остановишься вниманием на этих странниках-тружениках и думаешь: » Боже Милосердный! Как чудно, как невыразимо прекрасны творения рук твоих! Можно ли не вдохновляться, не преклоняться пред их красотою и величием?». И однако житейские заботы совершенно извращают человека. Там, посреди постоянных хлопот он ко всему присматривается, со всем свыкается: и видит, да не замечает ничего, ничем не воодушевляется. Здесь, вдали от мира, от житейской суеты, совсем иное дело. Ваш ум ничем не занят, пред вами во всей красоте предстоит природа. Смотрите, дивитесь, и век вам не надивиться! Оглянитесь снова к странникам. Спят тихим, спокойным, но глубоким сном. Что влекло этих тружеников-богомольцев? Ужель одно праздное любопытство, ужель все эти люди — тунеядцы, бегающие от труда, как привык их легкомысленно обзывать нынешний век? Нет, тысячу раз нет. Это не праздность и не уклонение от труда. Напротив, это искание труда, жажда подвигов не из-за материальных выгод, а из-за внутренней потребности духовной жизни. Нынешний век, век материи, век экономических расчетов, не в силах понять, осмыслить всех потребностей внутренней духовной жизни. По себе он измеряет всех. Но есть лица, которые не поддаются общему духу времени. Хотите видеть такие лица? вот они, пред вами. Они рады, что в среде их открывалось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий.

Звук колокола к утрене. Все приподнялись, засуетились и стали убираться. Каждый спешит стать поближе к пещерному входу, чтобы при службе занять поудобнее место. Отворились пещерные двери, прибыли служащие и начали отправлять утреннее богослужение. Напев не тот, что прежде. Поклонники заметно радостно поражены. Все с возбужденным вниманием вслушались в пение. Протяжное, умилительное, так и разливает духовно сладостное ощущение. Чтение тоже не прежнее. Протяжное, не заметно пропусков, не видно поспешности. Вся служба шла в строгом, благословейном порядке. Кончилась утреня, отдых.

Время отдыха между утренею и обеденею проходит в разных душеспасительных занятиях: там идет беседа о подвигах Марии и Иоанна, здесь — чтение какой-нибудь душеспасительной книги, в храме служатся молебны. Наконец снова слышен звук колокола — призыв к обедне. С еще большею радостию спешит народ отслушать в пещерном храме Литургию. Кончилось все утреннее богослужение. Пещерные подвижники пошли по своим кельям. Каждый принялся за свое дневное занятие: кто стал собираться по домам, кто в сопровождении пещерного жильца отправляется осматривать пещерные ходы.

Читать еще:  Лак для клинкерного кирпича

Урочный час обеда. Звук колокола — призыв в трапезу. Туда же направился весь народ. В трапезе расставлены накрытые столы. В стороне от столов возвышение. Дивится простой народ: не знает, к чему и зачем оно приготовлено. Собрался весь народ, прибыл в трапезу отец иеромонах, благословил трапезу, и все сели за столы. В это время очередной чтец подходит к отцу иеромонаху, принимает благословение, идет к возвышению и начинается чтение святых отец. Как приятно был поражен слух благочестивых поклонников этим чтением. «Боже! Какое спасение! — думают они в своей простоте. — У нас не вспомнишь про Господа за столом, не перекрестившись берешься за кусок. Здесь-то какая благодать! Слава Тебе, Господи! Сподобил Господь увидать!»

Кончилась и трапеза. Небольшой отдых. Снова те же затем дневные занятия. Кто желает потомить себя — отправляется в пещеры и роет. Затем вечернее богослужение. Длится оно час, и два. После вечерни — обычное прощание служащего с братиею и всеми предстоящими. Наконец вечерняя трапеза, снова по призыву колокола, и тем завершается каждый день пещерной жизни. Эта продолжительность молитвы, этот пещерный порядок в каждом занятии необыкновенно поражают всех поклонников. Все они уходят, вознося искреннюю молитву за то, что Господь сподобил их побывать в пещерах…»

1. Где находится Белогорский монастырь

Обитель расположилась в излучине Дона, на его правом берегу, в 170 км к югу от Воронежа. От районного центра (поселок Подгоренский) монастырь удален на 40 км, от Россоши – на 60 км. До Павловска расстояние по карте всего 4 км, но город лежит на левом берегу Дона, и добираться до него надо либо на водном транспорте, либо через мост – 21 км. Из села Белогорье в Воскресенский монастырь ведет холмистая дорога длиной 4.7 км.

Обитель обосновалась на крутом холме-монолите, покрытом лесом, с выходом на поверхность белоснежных меловых пород. С высоты правого берега Дона открывается панорама необъятных российских просторов: луга, рощи, степное разнотравье, неторопливое течение играющей на солнце реки.

Как добраться в обитель

Как видим, судя по карте, добраться до Воскресенского монастыря своим транспортом достаточно просто.

Вариант 1. Из Воронежа выехать на трассу М-4, следовать по ней 145 км, (заплатив за платный участок). Не доезжая 15 км до Павловска, съехать направо по указателю на Россошь, проехать около 7 км до села Белогорье, а там до монастыря рукой подать. См. карту выше.

В реальности дорога оказывается немного сложнее. Путь, который можно преодолеть за 2-2,5 часа, из-за пробок на трассе «Дон» может растянуться на 4-5 часов.

Вторая сложность – дорога от Белогорья к монастырю.

Совет. Чтобы не плутать по холмам и колдобинам полевых дорог, в селе Белогорье найдите Троицкий храм, где подскажут, какой путь в монастырь будет оптимальным в зависимости от погоды и времени года.

Вариант 2. Если на трассе М-4 большие пробки, можно сделать крюк в 50 км, выбрав маршрут: Воронеж – Острогожск – Каменка – Подгоренский – Белогорье.

Вариант 3. До Белогорья можно доехать на автобусах «Воронеж-Россошь». С Центрального автовокзала Воронежа ежедневно совершается до 12 рейсов. Время в пути – 2,5 часа, стоимость билета – от 400 руб. Из села до монастыря придется идти пешком (около 5 км).

Читать еще:  Кирпич полнотелый лицевой м150

Вариант 4. Из Павловска к Воскресенскому монастырю в летнее время (в хорошую погоду) можно совершить экскурсию на теплоходе.

Особняк Одинцова (ул. 1 Мая, 20) – визитная карточка Павловска. Наикрасивейшее старинное здание 1895 года постройки когда-то принадлежало купцу Ивану Одинцову. Сейчас здесь Краеведческий музей. Хорошо сохранилось парадное крыльцо из ажурного чугунного литья.

Дом купца Одинцова. Фото с сайта autogear.ru

Бывшее реальное училище (ул. 1 Мая, 13) в стиле необарокко было построено в 1905 году. Училище состояло всего из двух классов. А с 1924 года и до сих пор в здании располагается Педагогический колледж.

Здание бывшего реального училища

Музей Российского флота (пр-т Революции, 14) открылся в 1996 году, находится в здании Центра детей и юношества. Музей знакомит посетителей с историей русского флота. В Павловске на верфях, организованных Петром I, строились лучшие корабли императорских флотилий. А ещё Павловск с водной тематикой связывает то, что миллионы лет назад здесь было море.

Экспонаты Музея Российского флота. Фото из группы музея в ВК

Преображенский собор (Покровская, 9), которому больше 240 лет, примечателен швейцарскими часами. Они на соборе появились в 1867 году и идут до сих пор.

Преображенский собор, фото с сайта roseparhia.ru Дореволюционное фото Преображенского собора

Пещерные храмы. Недалеко от Павловска находится село Белогорье в Подгоренском районе. Здесь находится Воскресенский Белогорский мужской монастырь (хут. Кирпичи, ул. Александра Невского, д. 1), которому больше 220 лет. Монастырь примечателен пещерными храмами. Сами лабиринты относят примерно к IX веку, историки считают, что их обустроили хазары. Точная протяжённость пещер неизвестна. Пока восстановлено около километра пещерных ходов с внутренними храмами – Александра Невского (нижний) и Святого духа (верхний). А глубина отдельных частей пещер в храме достигает 50 метров! В пещерах холодно даже летом, не забудьте взять теплую одежду на экскурсию.

Один из тоннелей в пещерном храме, фото с сайта Воскресенского монастыря

Шипов лес (у села Воронцовка) – уникальный памятник природы. Это самая большая островная дубрава в Черноземье. Из вековых деревьев леса и строили корабли петровской флотилии. Своё название дубрава, кстати, и получила от английского слова «ship» – корабль. Сейчас самые «молодые» дубы в лесу не старше 150 лет. Особо охраняется могучий гигант Идеальный дуб, высота которого 37 метров, а диаметр 70 см. Шипов лес ещё известен Чернавскими родниками, которые прозвали «Семь колодцев». Шипова дубрава тянется от Павловска до Бутурлиновки, а у села Воронцовка есть охраняемый старинный парк с многовековыми дубами, березами и липами.

Замки без привидений

Здание бывшей ткацкой фабрики на территории усадьбы Скорняково-Архангельское.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Здание бывшей ткацкой фабрики на территории усадьбы Скорняково-Архангельское.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В Черноземье есть не только усадьбы, но и сразу несколько доступных к просмотру замков:

  • Борковский замок — единственная постройка в Липецкой области в стиле средневековой романской архитектуры; сейчас находится в частной собственности, но записаться на экскурсию можно на сайте Тербунского района;
  • Охотников замок в Орловской области — готическое сооружение, расположенное в селе Яковка Колпнянского района, сейчас находится в заброшенном состоянии;
  • недавно отреставрированный дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони Воронежской области — единственное место в Черноземье, где проживали царственные особы;
  • замок помещика Иосифа Викторова в селе Сафоновка Кореневского района Курской области;
  • замок «Ютарк» в Белгороде — нежилое здание-новодел, построенное по старинным чертежам и воссоздающее облик настоящего средневекового замка;
  • «Замок розы» в Задонском районе Липецкой области — выполненный под старину ресторан с соответствующими интерьерами.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector