Spdst.ru

Строительный журнал
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скажите государю что у англичан ружья кирпичом не чистят

Семь вещиц Николая Лескова

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Ему довелось жить в эпоху небывалого расцвета русской прозы, когда выходили новые романы, повести, рассказы Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Михаила Салтыкова-Щедрина… То, что Лескову удалось сказать свое слово в литературе, мало для кого было очевидным. Наконец, в ХХ веке его признали. У него учились. Он стал не просто классиком, а влиятельной литературной силой. Но и сегодня – так сложилось – Лескова либо любят крепко и безоглядно, либо пролистывают, почти не прочитав, хотя заочно «уважают». Такая судьба.

ЛЕВША, 1881

А начал бы я всё-таки с «Левши».

Между прочим, именно Нагибин о Лескове писал глубоко, с личной нотой. Во многом он отождествлял себя с ним. И уж точно эту книгу читали почти все.

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», а по сути – притча о русском умельце едва не зачислили в ведомство детской литературы. Мультфильм Иванова-Вано, снятый по этой повести, действительно незабываем. Но и он, на мой взгляд, предназначен не для детской аудитории. По крайней мере, не только для нее. Среди многочисленных экспериментов Лескова со сказовой интонацией и речью трагикомический «Левша» наиболее гармоничен. В этой притче нет ни ура-патриотизма, ни, простите на слове, атас-капитулянтства. Правда сюжета сплетена с правдой умышленно простодушного рассказа. Первый, второй, третий план…

Несмотря на очаровательные лукавства жанра, Левша – не фольклорный герой, не Петрушка, не Иван Дурак. Лесков не случайно включил эту повесть в цикл «Праведники». Левша находчив, молчалив, он, по Некрасову, «до смерти работает, до полусмерти пьет», но никогда не забывает о государственном деле! В смертельной лихорадке он повторяет: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Как еще по-народному объяснить неудачу России в Крымской войне? Лучше и не разъяснишь. И горше не разъяснишь.

Читать еще:  Лучшая отопительная печь кирпичом

Никто поначалу не считал эту вещицу литературным шедевром. Лесков опубликовал ее в газете, со скромным предисловием, что записал эту легенду со слов старого сестрорецкого оружейника, «тульского выходца». Но, думаю, и сегодня читать «Левшу» можно (я-то убежден, что и нужно) и с улыбкой, и со слезами. Сам этот сказ стал литературным чудом мельчайшей отделки – с секретами. В этом чудо «Левши».

НЕКУДА (1864), НА НОЖАХ (1870)

Без этих скандальных книг никак не обойтись. Написал их (особенно «Некуда») почти начинающий автор. Роман этот считается антинигилистическим. Действительно, «новые люди» показаны там неприглядно, с ехидцей. Само название книги определяло тупик, в который затаскивали русское общество отчаянные нигилисты со своими коммунами. Лескова-Стебницкого полюбили консерваторы, в то время яростно боровшиеся за умы с «прогрессистами».

Лесков писал: «Роман этот писан весь наскоро и печатался прямо с клочков, нередко писанных карандашом, в типографии. Успех его был очень большой. Первое издание разошлось в три месяца». Но в «прогрессивных кругах» прошёл слух, что «господин Стебницкий написал роман по заказу III отделения». Многие обиделись за писателя Василия Слепцова, карикатуру на которого, как считалось, набросал Стебницкий. Что ж, писательской злости Лескову всегда хватало. Cтебницкого ненавидели. Но равнодушных к нему было немного. «Прогрессивные круги» в те годы не столь окрепли, чтобы перечеркнуть эту книгу. Читатели ее приняли, переизданий хватало. Это была почти массовая литература своего времени. Уйти от приемов бульварного романа он, возможно, и не пытался. И Достоевский сбивался на нечто схожее, например, в финале «Подростка». Два консерватора не ладили, хотя скрывали это. Особенно не приглянулся Фёдору Михайловичу второй антинигилистический роман Лескова – «На ножах», написанный не просто по заказу, но и под обременительным для писателя редакторским наблюдением Михаила Каткова. «Много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит», — так оценивал роман «На ножах» автор «Бесов», считавший, что Лесков недооценивает то зло, которое могут нанести России революционеры. У Лескова они – просто пустышки, сплошь продажные, лишенные искреннего фанатизма. Таких одолеть – как насекомое раздавить. Получилась злая карикатура, не более. Лесков и сам понимал, что роман получился несколько прямолинейный.

И, что касается борьбы с «новыми людьми», с их скороспелыми мечтами о реформах, иронический святочный рассказ с «секретом» «Путешествие с нигилистом» (1882), на мой взгляд, тоньше. Хотя и был это простой газетный рассказ.

CОБОРЯНЕ, 1866–1872 г.

Разгадать эту книгу невозможно. Классический роман – все-таки не его жанр. Слишком едок лесковский язык. Слишком тянет «Стебницкого» – как Гоголя – к отступлениям от основной линии повествования.

Невозможно понять, когда он восхищается, а когда… чуть-чуть глумится. От «чуть-чуть», как известно, зависит многое. То у него издёвка, то умиление. И то и другое – чистой воды. Он куражится над всеми своими героями. Хотя Савелия Туберозова, скорее всего, все-таки любит. У него даже хитрости простодушны – а Лесков так боялся находить в людях (и в своих героях) коварство. Но этих простодушных хитростей в «Соборянах» так много, что лесковское лукавство явно побеждает патетику. А Россию он знал – и вовсе не только столицы и богатые усадьбы. Работал в десятках городов, много путешествовал, еще не будучи ни известным журналистом, ни сравнительно состоятельным человеком.

Роман насыщен и даже перенасыщен «правдой жизни», хотя Лесков и преподносит ее не без гротеска.

ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА (в первой публикации – «ЛЕДИ МАКБЕТ НАШЕГО УЕЗДА» (1864)

Эта вещица, сложившаяся почти одновременно с антинигилистическими начинаниями Лескова, в ХХ веке снискала необыкновенную популярность. Тут и опера Дмитрия Шостаковича, и знаменитая театральная постановка, и экранизации… Авторское определение жанра – очерк. Лесков стремился к документальности криминального репортажа. Но получилась все-таки повесть. И появилась она в журнале братьев Достоевских «Эпоха» в 1864 году.

К Шекспиру в антураже родных осин писатели того времени обращались не раз. Достаточно вспомнить Тургенева с «Гамлетом Щигровского уезда» и «Степным королем Лиром». Лесков, пожалуй, свободнее от литературных ассоциаций. Он не связывает себя шекспировской фабулой.

Вещица, конечно, страшная. Страсть купчихи Катерины Измайловой к приказчику оборачивается цепочкой убийств. А когда их отправляют на каторгу, он смеется над ее любовью и изменяет Катерине с другой узницей. Она гибнет в волжских водах, убив и свою соперницу. Время было политизированное, разгар Великих реформ. В литературе напряженно искали и непременно находили идеологию. Лесковскую леди Макбет сравнивали с тезкой – Катериной из «Грозы». Вроде как обеих погубила «пошлая среда», обе хотели вырваться из заскорузлой купеческой рутины. Таковы стереотипы восприятия того времени. Все знали добролюбовское определение Катерины Островского: «Луч света в темном царстве».

О Катерине Измайловой говорили иначе, но в связи с этим клише: «она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта». Всё это было не столь важно для Лескова.

Это есть и в опере Шостаковича, хотя, пожалуй, интерпретаторы несколько возвысили Катерину Измайлову. А вещица у Лескова получилась неповторимая. Гораздо сильнее его первых романов!

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК, 1873

В отличие от Гоголя, он все-таки написал «третий том «Мёртвых душ» – про почти образцовых людей. Его очерки о замечательных людях – несколько идиллические – постепенно превратились в специфический лесковский жанр. Что-то он почерпнул из житий святых, что-то из пасхальных и рождественских историй. Таковы лесковские «Праведники». И праведники без кавычек.

«Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле». Да, некоторые книги хочется цитировать с самого начала, как музыкальную фразу.

Лесков опасался самоповторений. После «Катерины Измайловой» (и не только) немудрено обращение к людям светлым. Ведь Лесков был еще и богоискателем. Да, ему принадлежит несколько циничный афоризм «В России легче найти святого, чем честного человека». Но в этом тоже кредо Лескова – мыслить «с подковыркой». В этом он, пожалуй, предзнаменовал Василия Розанова. И все-таки Лесков искал праведников.

И «Очарованный странник» почти лишен привычной лесковской язвительности. Найти светлого героя, да еще при лесковском характере, неимоверно трудно. Попыток он сделал много, пытаясь воспроизвести по-своему каноны житийной литературы. Но житейские мытарства Ивана Северьяновича Флягина в этой россыпи останутся непревзойденными.

И не только из-за всегдашнего лесковского изящества в воспроизведении речи рассказчиков. Лесков в этой повести как будто кается, столько чистоты в этой повести. Как в ладожской воде. Он снова не приукрашивает мир, в повести хватает трагического. Флягин проходит через мытарства, через соблазны. В это нужно погрузиться, нырнуть. Кстати, и опера Родиона Шедрина по этой повести заслуживает внимания. Хотя многим из нас иногда кажется, что Шостакович и Прокофьев «закрыли тему».

Лесков как будто сосредоточенно постился, сочиняя эту повесть. Но не переменился после нее! Остался и спорщиком, и язвой. И снова создавал шаржи, снова готов был порвать и с прогрессивными, и с консервативными коллегами. Такова повесть «Заячий ремиз» — книга ерническая, посвященная безумию и написанная лихо, в игровом ключе, со столь любимыми Лесковым неожиданными аттракционами для читателей. В наше время эту повесть рекомендуют школьникам. Думаю, им непросто разбираться в горькой лесковской иронии, в его ребусах. Но – рекомендуют, значит, всё продумано. Наша жизнь и впрямь напоминает желтый дом.

…Что же дальше – понадобится ли Лесков через 20, через 50 лет? Если говорить о писательской кухне, его «ехидные» интонации, его жанровые поиски, открывшие классической литературе некоторые таинственные фольклорные направления. В этом смысле он оказался родоначальником целой линии в нашей словесности. И она не прервалась.

Изобретатель

Изобретатель (• – • •).

Специалист, независим, контролирующий, импровизатор

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили» (Левша, Н.Лесков)

Рассудок не созерцает, чувства не мыслят

Изобретатель выявляет скрытые знания и приводит их в аналитический вид, доступный для использования и тиражирования другими людьми.

Можно сказать, что Изобретатель рационализирует иррациональное, пытается «измерить алгеброй гармонию». Изобретатель концентрируется на своем деле, изолируется от окружающих и настраивается на «импровизационную волну», транслируемую высоким эгрегором. Однако, он стремится «играть в эту игру по своим правилам». Он стремится не только пропустить через себя определенный опыт, но и суметь понять что и как происходит при этом, зафиксировать это и сделать доступным для возможной передачи другим людям. Как следствие, он вынужден двигаться медленно, постепенно завоевывая все новые области для «объективного исследования и описания».

В мире есть много необъяснимых вещей. Много таких вещей, которые мы ощущаем, чувствуем, но не задумываемся, как они происходят. Мир полон чудес, по крайней мере в том смысле, что мы не понимаем, какой там механизм. Порой мы даже пользуемся чем-то очень широко, но не понимаем, как это работает. Изобретатель пропускает через себя этот опыт, и на выходе такого «фильтра» получает крупицы понимания, что же лежит в основе явлений.

Нет ничего важнее причины

Способность понимания причин является важным свойством Изобретателя, поскольку вещи непонятные кажутся людям опасными. Когда мы понимаем, что именно с нами происходит, мы можем сделать это лучше или просто надежнее и эффективнее. Изобретатель дарит миру некоторый новый процесс, который помогает всем нам двигаться по пути прогресса.

Для того чтобы понять причины, Изобретатель использует свою фантазию для построения некоторой предполагаемой картины мира. Потом он пытается «вложить» реальность в рамки этой картины. На этом этапе суждения Изобретателя могут со стороны показаться надуманными. Изобретатель корректирует и расширяет плоды своей фантазии, учитывая реальный опыт и таким образом изменяя свои рамки для действительности. Фактически все движение вперед для Изобретателя есть извилистый и непредсказуемый путь «расширения» рамок его картины мира.

В дальнейшем цель Изобретателя — поставить «фантазию на конвейер», заменив искусство рациональным производством. Когда это удается — результат порой поражает. Однако этот очень реальный результат получается итогом многих этапов, сохранность которых обеспечивается только глубокой интровертированностью Изобретателя и независимостью его отношения к своему делу от посторонних суждений.

Это своего рода забава — делать невозможное

Изобретатель погружен в свой мир — мир анализа и ощущений. Внутри этого мира он обустраивает все так, как ему удобно, чтобы обеспечить себе необходимые условия для работы. В этих условиях ему должно быть комфортно, по крайней мере, по его критериям. Это позволяет Изобретателю смотреть на мир оптимистично, считая, что движение вперед — приятное и захватывающее занятие. Являясь порой заложником необходимости такого комфорта, Изобретатель может отдалиться от реальности или остаться непонятым, даже если его результаты близки к реальности.

Сделать изобретение и внедрить его в реальную общественную жизнь — не одно и то же. Для Изобретателя может быть не так уж и просто добиться того, что люди начнут использовать его новый процесс. Поэтому изобретения, даже будучи сделаны, ждут того часа, когда на них обратят внимание влияющие роли. А до этого они могут существовать в виде научных разработок и опытных экспонатов, или — книг.

Смежные роли

Прогрессор использует полученные знания для продвижения идей и находок в общество, ему недостаточно просто зафиксировать опыт в рациональной форме. Но ему необходимо опереться на изобретение или стратегию, которые сам он обычно не создает.

Мастер не ставит себе целью рационализировать, он просто подчиняется потоку своего творчества и вытаскивает из глубин своего подсознания совершенный результат. Но он порой не понимает, что он делает.

Директор не находит новые пути; но использует планирование и существующий опыт также для построения чего-то стабильного и работающего как конвейер. Если задача сложнее средней, ему трудно подобрать шаблон решения, и тогда ему нужен импровизатор, например, Изобретатель или Советник.

Советник не может творить в одиночестве, ему свойственно «коллективное изобретение», но получаемый результат часто есть скорее функция коллектива, а не трансляции высокого эгрегора.

Астрологический знак Рак имеет общественную роль Изобретатель.

Цитаты

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины. Мы оглядываемся назад, но не стоим на месте. Мы стремимся вперед, открываем новые пути, беремся за новые дела, потому что мы любопытны… И любопытство гонит нас по новым дорогам. Только вперед. Это своего рода забава — делать невозможное.

Имей мужество пользоваться собственным умом. Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым. Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему. В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.

Оптимистический настрой ― это ключ к успеху. Сложно достичь даже небольших целей, если вы с самого начала настроены пессимистично. Помните, не получить желаемого — это иногда и есть везение. Не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно. Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы. Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность.

Изобретатели, цитаты которых использованы

Иммануил Кант, Далай Лама ХIV, Уолт Дисней.

Полный текст и аудиокнига. Слушать

Глава 1

После победы над Наполеоном русский царь Александр I гостит в Англии: восхищается всем иностранным и жалеет, что в России нет таких прекрасных мастеров.

— Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, говорит, такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Глава 2

Сопровождающий государя атаман донских казаков Платов доказывает, что русские мастера лучше: например, «заграничный» пистолет, который так понравился государю, оказывается сделан в Туле.

Глава 3

Царя поражает сделанная англичанами механическая стальная блоха: она не больше соринки, но умеет танцевать, если ее завести ключиком. Очарованный император покупает чудесную «нимфозорию».

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 4

После смерти Александра I стальная блоха переходит по наследству новому царю – Николаю I. Платов объясняет государю, что это такое, и предлагает передать «нимфозорию» в Тулу, чтобы проверить, «не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Император, уверенный в искусстве своих подданных, дает разрешение.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 5

По дороге на Дон казачий атаман оставляет блоху в Туле, мастера берутся за дело: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет».

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 6

Три мастера взялись работать с блохой. Один из них – «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Некоторые думают, что оружейники зря хвастались перед Платовым и теперь сбежали из города.

Глава 7

Мастера, помолившись Николаю Чудотворцу, запираются в доме и приступают к работе. Местные пытаются подсмотреть, что происходит в избе, но не могут.

Глава 8

Спустя пару недель Платов едет обратно в Петербург через Тулу и страшно торопится: «Так в тогдашнее время всё требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

Глава 9

С запертой избы, где сидят мастера, снимают крышу; мастера как раз заколотили последний гвоздик.

Глава 10

Платов смотрит на блоху и не видит никаких изменений: «Что вы, подлецы, ничего не сделали, да ещё, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!» Он хватает одного из мастеров – Левшу – и везет его в Петербург, бросив в коляску себе под ноги, как собаку.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 11

В столице атаман сообщает государю, что тульские мастера ничего сделать не смогли. Царь не верит, что русские умельцы сплоховали.

Глава 12

Блоху пытаются завести ключиком, но она уже не пляшет. Разозленный Платов бьет Левшу, уверенный, что тот испортил ценную вещь.

Глава 13

«Я знаю, что мои русские люди меня не обманут», – продолжает повторять Николай Павлович. И действительно: Левша в «мелкоскоп» показывает, что они с товарищами изготовили крошечные подковы и подковали блоху.
Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял, — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли неумытый, — обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:
— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 14

На каждой подкове написано имя мастера, а имени Левши нигде нет: он делал гвоздики, которые и увидеть-то невозможно. При этом туляки работали без микроскопа: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Блоху вместе с Левшой посылают в Англию, доказать иностранцам русское мастерство.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 15

В Лондоне русского мастера тепло принимают, угощают выпивкой, убеждают остаться и обещают найти ему жену:
— Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился:
— У меня, — говорит, — дома родители есть.
Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут.
— А потом, — говорят: — мы его на своем корабле привезем и живого в Петербург доставим.
На это он согласился.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 16

Левша смотрит оружейные заводы и больше всего поражается тому, как англичане обходятся со старыми ружьями («засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнёт»). После этого он спешно собирается домой. На прощание англичане дарят ему денег, золотые часы и пальто.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 17

Домой Левша добирается на английском корабле, где английский «полшкипер» держит с ним пари: кто кого перепьет. Все плавание они пьянствуют.

Глава 18

Едва живые, Левша и полшкипер прибывают в Петербург. Англичанина везут в посольство и поручают лекарю, а Левшу отправляют «в простонародную Обухвинскую больницу — где неведомого сословия всех умирать принимают». По дороге его ударяют головой.

Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 19

Полшкипер быстро приходит в себя и находит «русского камрада» в больнице. Левша просит передать царю важные слова. Англичанин долго просит это сделать и графа Клейнмихеля, и казака Платова, и коменданта Скобелева, но все отказывают. Лишь врач Мартын-Сольский соглашается его выслушать.

— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер.

Иллюстрация Кукрыниксов

Доктор пытается донести слова до императора, но военный министр граф Чернышев прогоняет Мартын-Сольского.
Государю так и не сказали, и чистка всё продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время, как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены…
А доведи они левшины слова в своё время до государя — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.

Глава 20

Прошло много лет. На тульских заводах давно уже нет таких мастеров, как Левша, – «машины сравняли неравенство талантов и дарований». Но о былых временах мастера вспоминают «с гордостью и любовью». Это их эпос.

Левша (герой)

Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.

Описание героя

Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм «Левша». 1986

История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.

Характеристика Левши

Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.

Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».

Особенности личности

Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».

Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.

Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и дает сто рублей.

Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.

И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».

Отношение к труду

Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.

Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!

Левша в Англии

Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде, русский мастер окружен уважением и восхищением.

Но Левша не принимает предложения англичан. Он соглашается лишь погостить у них некоторое время. Ему интересно узнать, как работают их заводы, самому вникнуть в производство. Он с удивлением отмечает, что порядок и отношение к рабочим отличаются от того, что он видит в России. Открытием для него становится то, что в Англии не чистят ружья толченым кирпичом, как это делают у него на родине. Поэтому стволы в них долго остаются гладкими, и стреляет такое оружие очень хорошо. Левша, узнав этот секрет, срочно собирается в дорогу. Он уверен, что обязательно должен сообщить императору о своем открытии, потому что это очень пригодится в случае войны. Кроме того, он уже давно скучает по родным краям и по стареньким родителям.

На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.

Финал

Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.

Чувствуя, что умирает, Левша подозвал доктора и, собрав последние силы, внятно произнес: «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся». После этих слов Левша перекрестился и умер. Наказ его так и не дошел до императора, а если бы дошел, пишет автор, то «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Роль героя в произведении

Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».

Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.

Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.

Отношение автора к герою

Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.

Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.

Прототипы

Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.

Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.

Экранизации героя

Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.

В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.

В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.

Герой за пределами произведения

Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.

Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.

  1. Овчинников Д. Был ли прототип у Левши? // «Родина»: журнал. — 2018. — Номер 6. — С. 75-79.
  2. Клишина, О. Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность / О. Клишина // Литература. — 2007. — №14.
  3. Новикова-Строганова, А. А. Художественное поучение в творчестве Н.С.Лескова / А.А.Новикова-Строганова // Литература в школе. — 2010. — № 8.
  4. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н.С.Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет.лит., 1983.
  5. Душкина И. Н. Языковые особенности сказа Н. С. Лескова «Левша». VI класс / И. Н. Душкина // Литература в школе. – 2000. – № 6.
  6. Короткова М. С. Художественное своеобразие рассказа Н. С. Лескова «Левша».// Литература в школе. – 2011. – N 7.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты