Spdst.ru

Строительный журнал
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич конца xix века

Кирпичный стиль

Кирпи́чный стиль — условное название «одного из течений рациональной архитектуры конца XIX века» [1] . Это название дано по внешним признакам: использование натурального цвета и фактуры кирпича без последующей штукатурки или облицовки, поэтому в строгом смысле не согласуется с научным определением художественного стиля, а ближе к понятию «технический приём». Однако «кирпичный стиль» имеет длительную историю.

Кирпичи и кирпичники. Из чего сложили каменный Томск?

«Томское кружево» — оно, бесспорно, деревянное. Но и каменные здания, особенно в центре, создают неповторимый городской ландшафт.

Кирпичный центр Томска, созданный знаменитыми архитекторами Лыгиным, Нарановичем, Фишелем, Бруни не мог бы существовать без людей, организовавших производство кирпича на месте — везти его откуда-либо было делом затратным. О них сегодня и поговорим.

«Кирпичные сараи»

Первой формой производства кирпичей были «кирпичные сараи». Они и были — сараи, в которых размещалась ванна для замеса глины и формовочные столы. Рядом же находился навес для сушки готовых изделий. И обжиг происходил в печах, сложенных на воздухе, тут же.

Первые известные по архивам владельцы «кирпичных сараев»: Лошкомоев, Воробьев и Сумароков, были в Томске уже в начале XIX века. Усадьбы Лошкомоевых и Воробьевых сохранились. Лошкомоевы жили по адресу пер. Песочный, 32 / ул. Средне-Кирпичной, 4, а Воробьевы тоже на углу, но уже пер. Песочный, 44 и ул. Яковлева, 81.

Где конкретно жили Сумароковы, неизвестно. Зато известно, что потомок кирпичника полковник Сумароков в июне 1918 года возглавил офицерское восстание при приближении к Томску чехословацкого корпуса.

От этих мастеров и пошли селиться другие кирпичники и их работники, в районе между улицами Большая Кирпичная (Октябрьская), Средне-Кирпичная, Петровская (Яковлева) и Песочной (переулок Песочный), в честь этого и названный Кирпичами.

Технология производства кирпича вплоть до середины XIX века, была сугубо ручная. Вручную добывалась глина, вручную замешивалась, потом ее накрывали мокрой рогожей, и начинали руками в специальных формах формовать кирпичи. Затем, после высыхания — обжиг. Один кирпич весил около 4 кг.

Производство возможно было только летом, так как сушили кирпичи на воздухе. За сезон на одном «кирпичном сарае» производили от 8 до 10 тысяч штук. На строительство одной усадьбы или церкви требовалось от 100 до 200 тысяч штук кирпича. Так что, подряд распределялся на несколько предприятий и особой конкуренции между производителями стройматериала не было. А на свои дома кирпича не очень хватало: район Кирпичи преимущественно деревянный.

С середины XIX века стали появляться кольцевые обжиговые печи и ленточные прессы, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки и бегуны. Все эти приспособления облегчили изготовление кирпича. И, соответственно, производительность заводов увеличилась.

Одним из первых таких высокопроизводительных предприятий стал завод банщика Березина. Он сдал свою баню во рве на Октябрьской купцу Немзеру и основал свой завод, который за лето стал выдавать 200 тысяч штук кирпича.

«Кирпичеделательные заводы»

Но посмотрим на кирпичные здания конца XIX — начала XX века. Кроме обыкновенного кирпича, мы увидим много элементов нестандартной формы. Лекальные карнизные кирпичи, различные клинья, боковики и прочие детали создают неповторимый узор и Общественного собрания (Дом офицеров), и «Торгового дома Е. Кухтерин и сыновья» (мэрия), и корпусов ТГУ, ТПУ, СибГМУ и многих каменных храмов Томска.

Первым такого рода продукцию начал изготавливать «паровой кирпичеделательный завод» Федора Пичугина. Располагался он в то время на юго-востоке за городом, возле месторождения хорошей глины, посреди леса, который рубили на дрова для топлива обжигальных печей. А ещё там был ключ, из которого брали воду для замеса глины. Сам Пичугин решил сам поселиться здесь. Построил дворец с тремя башенками. Сейчас от завода и усадьбы осталось только здание по ул. Косарева, 9. Башенки снесли, все дворовые постройки тоже. Осталась лишь часть главного дома, в которой расположился детско-юношеский центр «Звездочка». Ключ тоже забили, и где-то нашел он другой выход.

Отдельная часть истории кирпичного дела в Томске — строительство университета. Для его постройки понадобилось несколько миллионов штук кирпича. По некоторым источникам — до 15 миллионов. В 1880 году всё томское производство кирпича составляло около 500 тысяч штук за лето, то есть на необходимое количество кирпича потребовалось бы тридцать лет. Поэтому было принято решение построить ещё два высокопроизводительных завода, Петра Михайлова и Захария Цибульского.

При строительстве Технологического института использовались кирпичи с Михайловского и созданного позднее Некрасовского завода.

С этого момента производство кирпича в Томске окончательно становится дело государственным и стратегическим. До такой степени, что в 1903 году «Городской управой был сдан в аренду Томскому Исправительному Арестантскому Отделению № 1-й на 12 лет участок городской земли, под устройство на нем кирпично-делательного завода».

А в 1904 году Городская управа направила «техника П.И. Земскова …в Россию для осмотра производства строительного кирпича, на случай применения его в Томском городском хозяйстве».

Новые здания из старых кирпичей

После революции производство кирпича было сведено к минимуму. И новая власть активно использовала кирпич б/у, разрушая храмы. С одного только Троицкого собора было получено более миллиона штук годного кирпича, из него сложили здание, в котором теперь располагается один из корпусов ТГАСУ.

Затем все же было налажено производство строительного кирпича на бывшем Михайловском заводе, основаны несколько новых кирзаводов. Но из них уже мало что было ценного построено. Иные задачи стояли перед обществом. Иные подходы.

А в Кирпичах все же есть несколько домов, деревянных, но на кирпичном основании. Так вот, эти кирпичи были сделаны голыми руками неизвестных рабочих «кирпичных сараев». Наверное, потому они до сих пор такие крепкие, что были сформованы из глины, замешанной руками, добытой руками. Погладьте их, почувствуйте связь времен.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Учит истории по комиксам и играм — учитель из Гродно о Фаре Витовта, гусарах и танках

Накануне Дня учителя журналисты «Вечернего Гродно» поговорили со своим внештатным автором Денисом Тарасюком. Он много лет пишет для рубрики «Машина времени», изучает историю Гродно и преподаёт в средней школе № 40.

День учителя, который в этом году отмечается 3 октября, не единственное знаменательное событие в жизни нашего героя. Совсем скоро увидит свет его книга «В поисках души моего города» о событиях конца XIX века — первой половины XX века. В издании — 25 публикаций, подготовленных по подшивкам старинных газет «Наше утро» и «Губернские ведомости». Книга попадёт в библиотеки, её можно будет приобрести в издательстве «ЮрСаПринт».

Это вторая книга за авторством Дениса Тарасюка. Первая был об истории Гродненского зоопарка и вышла в 2018 году. Издание разлетелось в разные уголки мира — от Польши до Уэльса. Наш собеседник подготовил её в соавторстве с известным краеведом, одним из основателей аптеки-музея в Гродно Фёдором Игнатовичем уже после его смерти. Довести дело до конца помог гродненский краевед Виталий Корнелюк — коллега по гимназии № 1, преподаватель ГрГУ имени Янки Купалы и наставник, который многому научил. Большой вклад внёс учитель истории средней школы № 28 Александр Рябков, который, как говорит Денис Павлович, «очень вкусно» рассказывает.

В классе был только один ученик

В образовании Денис Тарасюк двадцать пять лет. Сразу после вуза устроился в школу в Рыбнице. Вспоминает, как был классным руководителем в классе, где учился только один ребёнок, как ездил на работу из города поездом и дорога занимала около пятидесяти минут. Из-за малой комплектности (было всего сорок учеников) школу закрыли.

После чего Денис Павлович шестнадцать лет посвятил средней школе № 2, где преподавал и был замдиректора по воспитательной работе.

— В школе уютная, домашняя обстановка, дружный коллектив. Дети учатся из поколения в поколение. И к учителям отношение как к родным, —вспоминает он с трепетом.

Затем четыре года трудился в гимназии № 1. Теперь преподаёт историю в пятых-шестых классах 40-й школы. Признаётся, что если бы сейчас предложили сменить профессию, то вряд ли бы это сделал или пошёл бы поваром — очень уж нравится сериал «Кухня».

Дед был физруком, мама — химик-биолог

Денис Павлович — учитель в четвёртом поколении. Династия идёт с начала двадцатого века, в семье больше десяти преподавателей. Прадед был учителем начальных классов в церковно-приходской школе, дед — физруком. Мама преподавала химию и биологию, жена и сестра — математики.

— Я единственный историк. Это была мечта с четвёртого класса, как только увидел школьный учебник. Перечитал его за лето. С учителем повезло — преподавал предмет Михаил Давыдович Кисельгоф. Отец, кстати, несмотря на то что был простым рабочим, очень любил историю. Всё свободное время читал книги, которые тогда были большим дефицитом, — говорит наш собеседник.

В 2014 году Денис Тарасюк представил свой род в областном конкурсе «Педагогическая семья» и занял первое место. В подарок получил мультиварку и деньги, за которые купил себе хорошие брюки.

Его дочка решила не продолжать учительскую династию и выбрала профессию программиста. В этом году поступила в ГрГУ имени Янки Купалы.

Учит по компьютерным играм и фильмам

Денис Тарасюк считает себя в меру строгим учителем — за опоздания и прогулы обычно не наказывает и двойки ставит редко.

— История — это не физика или химия, её всегда можно почитать, выучить и хоть что-то рассказать. Главное, чтобы ребёнок старался. Да и заставить учить нельзя. Ищу какую-нибудь изюминку, пытаюсь заинтриговать.

Чтобы урок не превращался в скучную лекцию, события из истории Денис Павлович часто сравнивает с фильмами, комиксами, случаями из личной жизни или компьютерными играми, например популярной World of Tanks. Благодаря ей школьники хорошо знают о технике и событиях Великой Отечественной войны. На занятиях часто использует советские учебники — они проще: в них минимум дат и всё подробно описывается.

— Дети не понимают, как в двадцать пять лет можно было не знать, что такое киви, и пробовать конфеты только двух видов, как было у меня. В 2002 году в Вильнюсе увидел солдата с телефоном — это было чудо. А теперь в мобильнике фильмы смотрим. Возможно, скоро в школе будут давать витаминки: выпил одну — получил знания по истории или математике, — смеётся Денис Павлович.

В школьной столовой он питается редко, но в меню есть любимые блюда — борщ и макароны.

Создаёт музей истории гродненских гусар

Из двух историй — Беларуси и всемирной — Денису Павловичу больше нравится вторая. Особенно любит девятнадцатый век.

— Он далёк, но вместе с тем факты подтверждаются фотографиями, материалами, кинохроникой, документами. В них больше правды. И одновременно это такое романтическое время, — говорит он.

В истории родного города Денис Тарасюк больше всего любит губернский Гродно. С семнадцати лет особенно увлекается историей Гродненского гусарского полка, в котором служил известный русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов, числились последний император России, последний император Германии, наследный принц Испании, Радзивилл, брат Домейко и много других известных личностей того времени.

За тридцать лет Денис Павлович собрал десятки экспонатов, среди которых — пуговицы, фуражка, ядро, издание «История русской литературы» в двух томах 1898 года, в котором упоминается Гродно, сделал макеты танка и самолёта. В ближайшее время они станут частью школьной экспозиции.

— Ядро мне прислали с Березины, где в сражении участвовал Гродненский гусарский полк. Переписывался с директором российской школы, возле которой остались руины здания, где находился Гродненский гусарский полк, и попросил прислать мне кусочек кирпича. Возможно, на него когда-то облокачивался сам Лермонтов. Находясь в Варшаве, нашёл здание, где размещались гродненские гусары, и тоже кусочек кирпичика отщипнул, — улыбается Денис Павлович.

К слову, в школе появится и вторая экспозиция. Её посвятят жизни родного города. Например, организуют выставку, приуроченную к Новому году. Самым ценным экспонатом станет коробочка синего цвета с синичкой — в таких дарили подарки к Новому году в восьмидесятых годах.

Учит детей проводить экскурсии

Денис Павлович также работает экскурсоводом Национального агентства по туризму. По его словам, Гродно переживает настоящий экскурсионный бум. Возможно потому, что многие устали от пандемии. Едут в основном минчане. Туристы больше всего в восторге от Старого замка.

— Он мне тоже нравится, несмотря на споры вокруг его реконструкции. Было бы здорово, если бы восстановили старый железнодорожный вокзал. Очень жаль, что до наших дней не сохранилась фара Витовта. Мечтаю, чтобы в наш зоопарк наконец привезли слона, а бывший пивзавод сделали музеем, — делится мыслями об идеальном Гродно Денис Тарасюк.

Сейчас он учит детей быть экскурсоводами. С шестиклассниками работает второй год. Каждое лето показывает достопримечательности города и его окрестностей. Ребята были в Мостовском и Гродненском районе, Скиделе. Скоро сами будут проводить экскурсии по школьным экспозициям.

Побывал в тринадцати странах

Каникулы Денис Тарасюк всегда проводит насыщенно. Семнадцать лет летом работал в детских лагерях, пока не возникли проблемы со здоровьем.

— Надо было платить кредит за квартиру, делать ремонт. Лагерь чем хорошо: накормят и крыша над головой есть, отпускные можно приберечь. Но этот труд очень изматывает, — признаётся собеседник.

Денис Павлович тяжело перенёс коронавирус, привился. Сейчас, в период пандемии, семья никуда не ездит. До этого много путешествовали — находили недорогие туры по историческим местам, которые может позволить себе даже учитель.

Наш собеседник побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, России.

— Сбылась моя самая большая мечта — попасть в Баварию и посмотреть немецкие замки. Были в Стокгольме: на автовокзале садишься в автобус, едешь в Таллин, оттуда потом на пароме через Балтийское море — просто чудо. Для меня главное — посмотреть и сделать фото на память.

Музей расположен в зданиях бывшего усадебного дома и приусадебного флигеля — памятниках архитектуры второй половины XVIII – XIX вв. на территории Лошицкого усадебно-паркового комплекса.

В 2014 году завершились работы по реставрации усадебного дома: восстановлены архитектурные элементы, фрагменты живописного декора, лепнина, реконструированы уникальные изразцовые печи и камин.

Экспозиция музея знакомит с историей Лошицы и Лошицкой усадьбы. Представлены восстановленные интерьеры жилого дома с подлинными предметами конца XVIII — начала ХХ вв.

В приусадебном флигеле работает долгосрочный выставочный проект «Колесо времени» — предметы материальной культуры Минска и окрестностей конца XIX — первой половины ХХ вв.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция включает восстановленные жилые интерьеры усадьбы: большую и малую гостиные, бальный зал, кабинет, буфетную, столовую, диванную, оформленные в стилях модерна, неорококо, историзма.

В интерьерах представлена мебель, предметы быта, декоративно-прикладного искусства, живопись, графика из фондов Музея истории города Минска, Музея «Замковый комплекс «Мир», Национального художественного музея Республики Беларусь, а также из частных собраний коллекционеров.

Исторический раздел экспозиции знакомит с этапами становления и развития Лошицы и Лошицкой усадьбы с X века до наших дней.

В выставочном зале музея проходят временные тематические выставки.

ПРИУСАДЕБНЫЙ ФЛИГЕЛЬ

Деревянное здание флигеля с башней стоит на старом каменном фундаменте, постройка датируется 1895 годом. Во флигеле работает проект «Колесо времени». Это экспозиция, где представлены предметы городской и сельской культуры конца XIX – середины ХХ веков: гужевые транспортные средства, медная посуда, самовары, утюги, швейные машинки.

Также экспонируются изделия гончарства, соломоплетения, лозоплетения, ремесленные инструменты. Отдельный раздел экспозиции посвящён ткачеству: предметы и орудия обработки льна соседствуют с готовыми образцами продукции народных ремёсел – постилками, рушниками, скатертями.

Кроме постоянной экспозиции в музее проходят временные тематические выставки.

ИСТОРИЯ

Первое письменное упоминание о Лошицкой усадьбе относится к 1557 году. За почти 400-летнюю историю владельцами Лошицы были такие известные представители княжеских и дворянских родов как Толочинские, Горностаевы, Друцкие-Горские, Прушинские, Любанские.

Усадьба неоднократно меняла внешний облик, и свой окончательный вид приобрела при Евстафии Любанском – представителе женской линии князей Прушинских. С Евстафием Любанским связан 28-летний период наиболее успешного развития Лошицкой усадьбы. При нем имение преобразовалось в одно из лучших губернских хозяйств и стало известным местом светской жизни Минска. Любанский был членом Минского сельскохозяйственного товарищества, избирался в городскую и Государственную думу. В развитии усадьбы немалую роль сыграла и Ядвига из рода Кеневичей, жена Евстафия. История их трагической любви овеяна тайнами и легендами.

В 1925 г. в Лошице по инициативе академика Николая Вавилова был создан Белорусский отдел Всесоюзного института растениеводства. Позже в Лошице был организован Белорусский НИИ плодоводства, овощеводства и картофелеводства. С тех пор к старинному парку примыкают сады и питомники, в которых растут уникальные плодовые и цветочно-декоративные растения.

Именно в Лошице белорусская селекция зародилась как наука. Здесь были выведены практически все сорта пшеницы, которые выращиваются в Беларуси. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе располагалось высшее командование немецких оккупационных властей.

Усадьба в Лошице – знаковое место в истории взаимоотношений Беларуси и ООН. Именно здесь в первые послевоенные годы размещалась миссия ООН – ЮНРРА. Позже Лошицкий парк был отдан под сельхозугодья совхоза «Лошица» (занимал 93 гектара).

18 октября 2015 года на фасаде усадебного дома установлена памятная доска по случаю пребывания в 1946 — 1947 гг. в Беларуси Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (Миссия ООН ЮНРРА).

23 октября 2015 года у здания музея «Лошицкая усадьба» Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и региональным директором ПРООН Д. Султаноглу было посажено Дерева мира и устойчивого развития — плакучая вишня.

СТОИМОСТЬ

Индивидуальное посещение (флигель и усадебный дом): взрослые — 8,00 руб., учащиеся школ, ССУЗов и и ПТК — 3,00 руб., студенты ВУЗов и курсанты ВА — 5,00 руб.

Индивидуальное посещение (флигель): взрослые – 4,00 руб., студенты ВУЗов и курсанты ВА – 3,00 руб., учащиеся школ, ССУЗов и ПТК – 2,00 руб.

Индивидуальное посещение (усадебный дом): взрослые – 6,00 руб., студенты ВУЗов и курсанты ВА – 4,00 руб., учащиеся школ, ССУЗов и ПТК – 2,50 руб.

Индивидуальное посещение (последняя среда месяца): взрослые, студенты ВУЗов и курсанты ВА – 3,00 руб., учащиеся школ, ССУЗов и ПТК – 1,00 руб.

Семейный билет: 2 (два) взрослых и 2-е детей (ученики школ) — 18 руб.

Семейный билет: 1 (один) взрослый и 2-е детей (ученики школ) — 12 руб.

Семейный билет: 2 (два) взрослый и 1 ребенок (ученики школ) — 15 руб.

Обзорная экскурсия «Лошицкая усадьба» (45 минут; группа до 20 человек): для взрослых, студентов ВУЗов и курсантов ВА – 20,00 бел. руб. для учащихся школ, ССУЗов и ПТК – 15,00 бел. руб.

Обзорная экскурсия «Лошицкая усадьба» с посещением парка (105 минут; группа до 20 человек): для взрослых, студентов ВУЗов и курсантов ВА – 35,00 бел. руб. для учащихся школ, ССУЗов и ПТК – 20,00 бел. руб.

Семейная экскурсия «Лошицкая усадьба» (45 минут; до 10 человек) – 12,00 руб. Семейная экскурсия «Лошицкая усадьба» с посещением парка (105 минут; до 10 человек) – 15,00 руб.

Интерактивная экскурсия «Сороки» по выставке «Скарбонка памяці» (группа до 20 человек; 45 минут; стоимость для 1 участника) – 5,00 руб.

Музейное занятие (группа от 5 человек; 45 минут; стоимость для 1 участника) – 2,00 руб.

Анимационная свадебная программа — по отдельной стоимости.

ЭКСКУРСИИ

Обзорная экскурсия «Лошицкая усадьба» (приусадебный флигель и усадебный дом).

Обзорная экскурсия «Лошицкая усадьба» (приусадебный флигель и усадебный дом) с посещением парка.

Интерактивная экскурсия «Сороки» по выставке «Скарбонка памяці» (тематическая экскурсия, квест, мастер-класс по изготовлению птицы из бумаги своими руками).

КАК ДОЕХАТЬ

Проезд: А 52, 65, 102, 123, 124, 191. Т 5, 6, 15, 24, остановка «Червенский рынок»

О нашем музее вы также можете узнать на портале MapMinsk.

Г алерея располагается в отличительным здании Верхнего города на пл. Свободы, 15 — бывшей городской усадьбе XVIII века с пристройкой. В разные времена владельцами усадьбы были известные минчане. В конце ХVII века дом принадлежал графу Михаилу Пшездецкому, в начале ХIХ — дворянину Андрею Станкевичу, затем — местному уряднику, известному для своего времени культурному деятелю Юрию Кобылинскому.

У садьба Кобылинского была местом встреч творческой интеллигенции города, а сам хозяин занимался лит ературной деятельностью и коллекционированием. Частное собрание Кобылинского было открыто для всех желающих и, по мнению исследователей, стало первым публичным музеем Минска.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как ровно уложить кирпичи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты