Spdst.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем проклеить холст перед грунтовкой

Работы начинают проводить после того, как полотно закреплено на подрамнике. Если это одна из ваших первых проб, стоит выбрать плотный материал без узелков и других дефектов. Сделать покрытие на таком холсте будет значительно проще.

Перед началом работ некоторые художники слегка смачивают рабочую поверхность. Следите, чтобы вода не просочилась на другую сторону материала. Благодаря влажности, волокна ткани немного расширятся, а значит, вероятность протекания клея будет ниже.

Если на материале есть узелки и другие неровности, перед началом работ его можно немного отшлифовать, например, с помощью пемзы.

  • Предисловие
  • Применение различных материалов в пейзажной живописи
  • Основа под живопись
  • Холст
  • Подрамник
  • Натягивание холста на подрамник
  • Увлажнение холста
  • Проклеивание холста, 1 часть
  • Проклеивание холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 1 часть
  • Грунтовка холста, 2 часть
  • → Грунтовка холста, 3 часть
  • Грунтованные холсты фабричного изготовления
  • Холст на картоне
  • Картон
  • Текстолит
  • Фанера
  • Доски
  • Тонирование грунта
  • Масляные художественные краски
  • Белые красящие вещества
  • Жёлтые красящие вещества
  • Красные красящие вещества
  • Синие красящие вещества
  • Зеленые красящие вещества
  • Фиолетовые красящие вещества
  • Коричневые красящие вещества
  • Черные красящие вещества
  • Палитра красящих веществ
  • Масла, применяемые при изготовлении красок
  • Способы самостоятельного приготовления масляных красок
  • Выбор красок
  • Смешивание красок
  • Корпусные и лессирующие краски
  • Краски для работы при сильном морозе
  • Лаки
  • Разжижители масляных красок
  • Художественные принадлежности
  • Рисунок и его значение в пейзажной живописи
  • Материалы для рисунка, часть 1
  • Материалы для рисунка, часть 2
  • Материалы для рисунка, часть 3
  • Техника рисунка
  • Рисунок в творчестве некоторых известных художников
  • Этюд, часть 1
  • Этюд, часть 2
  • Техника современной пейзажной живописи

Грунтовка холста, 3 часть

Поверхность выдержанного и хорошо просушенного полумасляного грунта нуждается в специальной обработке механическим или химическим путем. Пленка линоксина, покрывающая этот грунт, должна быть частично разрушена и снята шлифовкой порошком абразива, мелкой шкуркой или пемзой. После этого надо начисто удалить все следы абразива с поверхности грунта, протереть ее ватным тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, и нанести тонкий слой хорошо уплотненного на солнце и воздухе масла, лучше всего орехового (но можно также подсолнечного или льняного). Отличные результаты дает покрытие тончайшим слоем мастиксового масляного лака, приготовленного из мастикса или фисташковой смолы, и уплотненного на солнце орехового, макового или подсолнечного масла. Хорош также лак-ретуше Вибера. Красками надо писать, пока слой масла или лака даёт отлип. Только в этом случае будет достигнуто прочное сцепление красок с грунтом.

Состав грунтов и проклеек:

Наименование слоевРыбный клей или желатинЭмуль­сия ПВАВодаМелБелила цинковыеГлице­ринМасло подсол­нечноеМасло касто­ровоеАнти­септик: пента­хлор­фенолят натрия
Клеевой грунт
1-я проклейка1210—150,01
2-я проклейка11,5
Грунт для 1-го и последующих слоев12—40,75—1,50,75—1,5
Клееэмульсионный (комбинированный) грунт
1-я проклейка1210—150,01
2-я проклейка11,5
Грунт для 1-го слоя12—40,75—1,50,75—1,5
Грунт для завершающего слоя10,415—172,02,00,8—1,00,20,01

Применение с этой целью скипидарных лаков—мастиксового, даммарного, фисташкового — не приводит к положительным результатам. Не помогают также протирка поверхности полумасляного грунта нашатырем, ацетоном, промывка водой с мылом или смесью пинена со спиртом.

Полумасляные грунты художник обычно приготовляют самостоятельно.

Масляные грунты представляют собой систему, состоящую из проклейки холста водным раствором животного клея и нескольких (1—3), слоев масляных, лучше всего свинцовых, белил.

Грунты этого вида применялись западноевропейскими живописцами: с начала возникновения масляной и масляно-лаковой живописи. На них писали многие русские художники XVIII века, особенно часто ими пользовались русские живописцы второй половины XIX и начала XX веков: в частности Айвазовский, Репин, Крамской, Левитан, Нестеров, Поленов.

Из советских пейзажистов на масляных грунтах постоянно писал Крымов, к ним прибегал Юон.

Читать еще:  Чем стереть грунтовку с машины

Масляные грунты для холста, выполненные надлежащим образом из качественных материалов с соблюдением необходимых технологических, особенностей, представляют собой хорошую основу для масляной живописи.

Приготовить самому масляную грунтовку на холсте несложно, но важно помнить условия, при которых получится вполне качественный грунт. Проклейку надо наносить очень тонким, ровным слоем, употребляя животные клеи средней крепости. Для мелкозернистого, плотного льняного холста вполне достаточно одной проклейки; для среднезернистых, менее плотных холстов требуются две проклейки, наносимые возможно более тонким слоем. Как уже отмечалось, перегрузка холста клеем при любом виде грунта недопустима. Она особенно опасна в масляных грунтах, так как в сильнейшей степени способствует жесткости, хрупкости и ломкости грунтового покрытия и приводит к его растрескиванию и разрушению.

При покрытии проклеенного холста свинцовыми масляными белилами или свинцово-цинковыми белилами их следует стирать на хорошо уплотненном, отбеленном, выдержанном длительное время на солнце подсолнечном или ореховом масле. Пленки этих масел впоследствии почти не желтеют.

Масляную краску наносят на холст очень тонким, ровным слоем, предварительно разбавив пасту краски уайт-спиритом или отбеленным на солнце маслом, смешанным в равной части с мастиксовым или даммарным лаком.

Для плотных мелкозернистых холстов достаточно одного слоя масляной краски, для среднезернистых, менее плотных, требуются два слоя, причем второй наносят только после полного просыхания первого в течение 10—12 суток.

Просушивание холстов с масляным грунтом требует не менее 1,5—2 месяцев, если они загрунтованы свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами. В тех случаях, когда для грунтовки применялись масляные цинковые белила, холсты следует просушивать и выдерживать не менее 5—б месяцев.

Прежде чем работать на холсте, поверхность масляного грунта подвергают специальной механической или химической обработке, которая заключается в частичном удалении и разрушении поверхностного слоя масляной пленки белил.

Наилучший способ удаления этой пленки — шлифовка поверхностного слоя грунта мелким порошком абразива или мелкой шкуркой. Сошлифованная поверхность должна быть совершенно ровной и матовой. Перед самым началом живописи на этом грунте его протирают еще масляным лаком или облагороженным, уплотненным, на солнце маслом.

И как только его пленка начнет давать отлип, можно писать по грунту красками. В этом случае адгезия красок с грунтом будет наилучшей.

Масляные грунты имеют склонность к растрескиванию, иногда дают сильное отслаивание и осыпание красок. Объясняется это только тем, что художник не обрабатывал соответствующим образом их поверхность перед началом живописи и адгезия красок с грунтом оказалась крайне незначительна.

В. Д. Поленов, часто писавший на масляных грунтах, главным образом фабричного изготовления, следующим образом подготавливал их под живопись: промывал поверхность грунта мылом и чистой водой до тех пор, пока она не начинала смачиваться; после этого тщательно протирал ее тампоном ваты, смоченным смесью из спирта, воды и скипидара. В результате такой обработки верхний глянцевитый слой грунта слегка размягчался и становился до некоторой степени пористым, что обеспечивало в дальнейшем хорошее сцепление красок с грунтом.

На масляных грунтах писал И. К. Айвазовский. Отдельные его полотна, выполненные на холстах с масляным грунтом фабричного производства, со временем стали разрушаться: наблюдалось отслаивание и осыпание красок. По-видимому, в данном случае имело место применение художником холстов с сильно отвердевшим масляным грунтом, поверхностная пленка которого не была удалена или растравлена в необходимой степени тем или иным способом.

Из советских мастеров-пейзажистов постоянно писал на масляных грунтах Н. П. Крымов. Оп прочищал шкуркой натянутый на подрамник и проклеенный по собственному методу холст, а затем последовательно накладывал два тонких слоя свинцовых белил, стертых на облагороженном и уплотненном на солнце подсолнечном масле. Нанеся первый слой и хорошо просушив его 10—14 дней, он прокрывал холст вторым, очень тонким слоем. Загрунтованный таким образом холст выдерживался 3— 4 месяца. Он имел совершенно ровную, идеально белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, грунт не вызывал чрезмерного пожухания или изменения первоначальной светосилы красок. Касаясь качества своих грунтов, Крымов отмечал: «На чистой белой и плотной поверхности такого грунта очень легко писать красками жиденько, нанося их чуть-чуть, а у зрителя создается впечатление, что красочной массы нанесено на холст много» (1) .

Читать еще:  Чем разбавляют концентрированные грунтовки

Синтетические грунты. В последние годы в ряде западноевропейских стран, в частности во Франции, известной фирмой по изготовлению различных материалов для художников — Лефран стали выпускаться грунтованные холсты, приготовленные на основе синтетических смол и их производных. Эти холсты проклеены поливинилацетатной эмульсией, пластифицированной дибутилсебацинатом, на этой же эмульсии приготовлена и масса для грунта с наполнителем из титановых или цинковых белил.

В 1960 году в лаборатории техники и технологии живописных материалов Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина, возглавляемой художником М. М. Девятовым, были разработаны метод и рецептура грунтовки холстов синтетическими материалами. В 1963—1964 годах Художественный фонд СССР изготовил опытные партии грунтованных холстов на синтетических проклейках и грунтах по методу Девятова. На грунтах этого вида была восстановлена часть панорамы «Бородинская битва».

Как же производится проклеивание и нанесение синтетического грунта на холст по методу Девятова?

Вначале обычным способом приготовляется клеевой водный раствор: из осетрового рыбьего клея (на 1 весовую часть сухого клея берут 10—15 весовых частей воды и 0,01 весовой части антисептика — пентахлорфенолята натрия). В готовый клеевой раствор вводится поливинилацетатная эмульсия, пластифицированная дибутилфталатом (2) ; ее берут в количестве 2 весовых частей на 1 весовую часть сухого клея. Состав хорошо перемешивают деревянной лопаткой, слегка подогревают до 20—25° C и жесткой щетинной щеткой достаточно топким и ровным слоем наносят на холст, натянутый на подрамник. Проклейке дают просохнуть в течение суток, зачищают пемзой поверхность холста, удаляя с нее ворсинки и узелки. Естественно, что после обработки пемзой целостность клеевой пленки нарушается и она в значительной степени утрачивает свое назначение.

Поэтому делают вторую проклейку из одной эмульсии ПВА, разжиженной водой в соотношении: 1 весовая часть ПВА на 1,5 весовой части воды. Раствор эмульсии наносят на холст щетинной кистью или щеткой, ровным, тонким слоем при температуре 16—20° C. Холст сушат в течение суток в горизонтальном положении, чтобы не стекла проклейка. Обработанный вторично холст ни в коем случае не пемзуют.

На просохший, проклеенный холст наносят тонким слоем щеткой или щетинной кистью грунтовочную массу, состоящую из смеси 1 весовой части ПВА, 2—4 весовых частей воды, от 0,75 до 1,5 весовой части мела, от 0,75 до 1,5 части сухих цинковых белил. Чтобы приготовить эту смесь, пигменты-наполнители (мел и белила) замачивают в воде и тщательно перемешивают, а затем вводят в полученный состав эмульсию ПВА, разжиженную водой, вновь тщательно перемешивают массу (желательно при помощи эмульсатора) и процеживают через сито.

Массу грунта наносят на проклеенную поверхность холста быстро, но осторожно, стараясь не размыть клеевую пленку. Через сутки можно накладывать второй и третий слои грунта того же состава. В зависимости от вида холста, метода нанесения и назначения грунта количество каждого наполнителя можно увеличить от 0,75 до 1,5 весовой части.

Приготовленным грунтовочным составом, слегка подогретым до 18—20° C, покрывают тонким и ровным слоем холст, втирая его кистью или щеткой в загрунтованную ранее поверхность, пока раствор не станет вязким под кистью или щеткой. Загрунтованный холст сохнет не менее 5 суток, после чего он готов для живописи.

В тех случаях, когда вместо клеевого грунта хотят приготовить эмульсионный, выполняют все операции по проклейке и первой грунтовке точно так же, как это делалось для клеевого грунта, а для второго слоя берут массу того же состава, что и для клеевого грунта, но вводят в нее 0,8 весовой части уплотненного подсолнечного масла и 0,2 весовой части касторового масла вместо глицерина. Грунтовка ведется, как и при изготовлении клеевого грунта. Загрунтованный холст просушивают 4—5 суток.

Читать еще:  Чем очистить грунтовку от кожи

Если вместо холста берут картон, прессованные из древесины плиты или доски, первую проклейку делают без рыбьего клея, а пользуются эмульсией ПВА, разжиженной водой в соотношении 1:1,5.

Применяя в течение нескольких лет холсты с этим грунтом для учебных работ, выполняемых студентами Художественного института имени И. Е. Репина, а также основываясь на опыте ряда живописцев, М. М. Девятов и многие ленинградские художники убедились в отличном его качестве, во многом превосходящем эмульсионные холсты фабричного изготовления. Холсты с синтетическим грунтом вполне можно рекомендовать для живописных работ.

  1. ↑ — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 98.
  2. ↑ — В дальнейшем мы будем называть её ПВА. Это поливинилацетатная эмульсия — ГОСТ 1000-2-60, марка СВ, пластифицированная дибутилфталатом.

Проклейка холста

Еще один очень важный и обязательный этап работы с холстом перед грунтовкой – это проклейка холста.

Сделать это можно пищевым желатином, распущенным в воде. Консистенция такой смеси должна быть похожа на жидковатое желе.

Основные свойства проклейки

Первая причина, по которой необходима проклейка — изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски. На непроклеенной основе, масло из краски проникает в целлюлозу, а свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.

Также проклейка необходима и в том случае, если ткань имеет редкое переплетение. Клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек в 2-4 слоя.

Главная задача при приклеивании холста для художника – это не промочить его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону холста. Поэтому необходимо использовать раствор проклейки, напоминающий консистенцию холодца. При такой вязкости он незначительно впитается в нити, но этого будет достаточно для прочного сцепления с ними.

А еще на проклеенный холст лучше ложится грунтовка, благодаря этому расход грунта снижается до оптимального количества.

  • 3&nbspкомментария

За 15 лет профессиональной масляной живописи ( мои работы можно посмотреть a-shishkin .ru) я вдоволь намаялся с самостоятельной грунтовкой холста и усвоит одну вещь — лучше покупать уже готовый грунтованный холст , желательно с льняной и обязательно с акриловым грунтом. Сейчас в магазинах выбор большой. Самая главное , что бы грунтовка была многослойной , иначе краска будет просачиваться. И , кстати , насчет проклейки ПВА тоже не все так однозначно. Желатин сейчас не уступает позиций по прочности , но это на вкус и цвет.

Смотрю вы , молодой человек , хитрожопый , несмотря на то , что тоже художник. Ссылка в моем комментарии украли , а значит и мой комментарий тоже своровали. Удаляйте в таком мой комментарий , поскольку он от ссылки неотделим. Надеюсь хотя бы в этом на честность. Больше я вас не побеспокою.

Полностью соглашусь насчет превосходства акрила. Эмульсионный клеево-масляный грунт уже давно история. Но все равно некоторые художники его используют!

Сергей Меркулов

Рубрики

  • Записки скетчера (17)
  • Интересно (94)
    • интервью (10)
    • Фильмы (3)
  • История одного шедевра (5)
  • Книги (7)
  • Мое творчество (586)
  • Новости (30)
    • Выставки (16)
  • О дизайне (2)
  • Разное (17)
  • Уроки (31)
  • Художники (129)

Изображения и тексты на сайте с подписью автора «Меркулов Сергей» или «МС» являются объектами интеллектуальной собственности и принадлежат автору.

Третьи лица не вправе использовать размещенные на Сайте результаты интеллектуальной деятельности каким-либо образом без письменного согласия правообладателя.

Использование результатов интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную действующим законодательством (п.1 ст.1229 Гражданского кодекса РФ).

© 2021 Меркулов Сергей – Все права защищены

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector